-
Портфолио педагога
-
Портфолио педагога
29 марта
Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Использование
нейропсихологичеких технологий
в
коррекции речевых нарушений у детей
дошкольного возраста
Современная
логопедия богата огромным разнообразием как традиционных, так и нетрадиционных
технологий. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и
медицины логопедия все чаще использует в своей практике, адаптируя к своим
потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для нее технологии,
помогающие оптимизировать работу учителя – логопеда. Их нельзя рассматривать в
логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных
временем технологий, и привносят в них дух времени, новые способы
взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы, служат для создания
благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и
активизации нарушенных психических функций.
В данном
сборнике представлен опыт использования элементов нейропсихологической
технологии, которые я включаю в структуру подгрупповых и индивидуальных
занятий.
Нейропсихологи
утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из
причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное
взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в
единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных
связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба
полушария мозга. Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является
работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария,
и формируется сразу несколько навыков:
-согласованность движений рук
- согласованность движений глаз
А если мы
параллельно отрабатываем и правильное произношение звука – то еще и
согласованность языка.
игра «Соедини точки»,
цель которой соединить верхние и нижние точки по пунктирным линиям от края к
середине или наоборот, и усложненный вариант (без них, затем нужно называть получившиеся
сочетание с автоматизируемым звуком. Например: Кукла надела платье. Осел нюхает
ландыш.
В
игре «Бинго» необходимо называя слова на автоматизируемый звук, одновременно
найти их и показать на игровых полях.
Для развития межполушарных связей полезно
играть со специальными тренажерами (межполушарными
досками). Это приспособление сделано из дерева и выглядит как
два зеркально отраженных лабиринта. Ребенку нужно передвигать два бегунка
одновременно и произносить автоматизируемый звук, слоги.
На обратной
стороне доски более усложненный вариант. Это выпуклый вид спирали, где нужно
водить мелками. Эта игра помимо автоматизации вызванного звука стимулирует работу обоих полушарий головного
мозга, влияет на синхронизацию работы глаз и рук, а также развивает
концентрацию, усидчивость, внимательность и мелкую моторику.
Похожая игра
«Умные дорожки», где нужно также провести одновременно пальцами
обеих рук по дорожке.

Игра «Перчатки». Здесь ребенок называет картинку и
поднимает пальчик с нужным цветом. Мы сначала играем с одной картинкой на две
руки, а затем на каждую руку используем разные картинки. Это нейроигра также на
работу рук, межполушарных связей и на автоматизацию звука.
В другом варианте игры, нужно назвать слово на автоматизируемый звук и
одновременно правую и левую руку положить на перчатку нужного цвета
Игра «Краски» на автоматизацию и
дифференциацию звуков
Еще в своей работе использую кинезиологические
упражнения. Автоматизируем
звуки изолировано, проходя по звуковым дорожкам, автоматизируем звуки в слогах
с одновременным показом поз руками. Согласовываем числительные с
существительными, автоматизируем в словах и чистоговорках. Все речевые задания
проводятся с выполнением заданной позы руками.
1."Кулак – ребро – ладонь"
Ведущий показывает
ребенку три положения ладони на столе, последовательно сменяющих друг друга:
раскрытая ладонь на столе, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на столе.
Сначала упражнение выполняется вместе с ведущим:
а) ладонью правой руки;
б) ладонью левой руки;
в) обеими ладонями
одновременно.
2."Лезгинка"
Ребенок складывает левую руку в кулак,
большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой
рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой.
После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен
позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.
3.«Кольцо». По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в
кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, безымянный и
мизинец). Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до
мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
4. «Цепочка». По очереди и как можно быстрее перебирать пальцами рук, соединяя их в
кольцо с большим пальцем (поочередно: указательный, средний, безымянный и
мизинец). В «кольцо» попеременно пропускаем «кольца» из пальцев другой руки.
Упражнение повторять в прямом порядке и в обратном.

5.«Нос-ухо» Левой
рукой держимся за правое ухо, правой рукой – за нос, затем хлопок и меняем
положение: правой рукой – за левое ухо, левой рукой – за нос.
6.«Молоток-пила» (упражнение
выполняется либо на столе, либо на коленях) Левой рукой как бы
пилим пилой, правой в это же время «забиваем молотком гвозди».
7. Упражнение " Двойной рисунок "- направлен для осознавания движения и
ориентации тела в пространстве, активизирует мозг для координации "руки -
глаза", в разных зрительных полях.
Это одновременное рисование обеими руками сразу,
развивает межполушарное взаимодействие.
8. Игра с
передачей мяча.
Играют двое участников. Игроки передают друг другу
мяч, выполняя словесную инструкцию. Одной рукой игрок передаёт мяч, другой -
принимает. Играя, автоматизируем звуки, обогащаем словарь по лексической теме,
развиваем грамматический строй речи и т.д. развивает реакцию, координацию
движений и межполушарное взаимодействие.(например: игрок передающий мяч
проговаривает твёрдый согласный звук «м», второй в ответ- мягкий согласный звук
«м’» или первый игрок называет слово, второй-слово противоположное по
значению).
Подводя итог, следует отметить,
что регулярное выполнение нейропсихологических
упражнений позволило добиться положительных результатов:
- Улучшается память, внимание, речь, совершенствуются
пространственные представления, развивается мелкая и крупная моторика, снижается
утомляемость.
– Дети включаются в деятельность более активно, лучше
воспринимают информацию.
– Качество двигательных навыков стало значительно
выше, трудности переключения с одного вида движения на другое заметно
сократились.
– Выполнение упражнений доставляет детям удовольствие,
заряжает их энергией и позитивом, повысилась работоспособность.
Таким образом, использование нейропсихологических игр
педагогами дают возможность более качественно вести работу по развитию речи
детей.
Поделиться в социальных сетях: